Самобытный художник Владимир Сергеевич Юркевич — коренной житель города Зарайска. Не имея образования, кроме 8 классов школы, он освоил около 20-ти профессий. С 1999 года Владимир Сергеевич создает по старым фотографиям макеты исчезнувших церквей, часовен и других построек Зарайска. 25 мая 2024 года в филиале Театрального музея имени А.А. Бахрушина открылась очередная выставка на которой представлены зрителям большое количество макетов, созданных за 25 лет.
Вашему вниманию мой фоторепортаж с открытия этой выставки. А чтобы подробнее узнать биографию художника обратимся к материалам статьи напечатанной в «Викиновости».
— Вы воссоздаете в миниатюре церкви Зарайска двадцать лет. Что побудило заняться этим делом?
— Мои дедушка и бабушка ничего не оставили мне после себя. Когда у меня самого родилась внучка, я задумался над тем, чтобы оставить ей какую-то память. Мои предки жили в деревне Моногарово под Зарайском. Рядом находилась усадьба Достоевских в Даровом. Мой прадед Андрей Никулин работал у отца Федора Михайловича Достоевского. Прадед был золотых дел мастер, за что получил прозвище Комзол — ком золота. Он все умел делать: телеги, мебель, дома и разную мелочь. Это умение работать руками мне, наверное, передалось от него. Я решил, что нужно сделать что-то не только для внучки, но и для людей, которые живут в Зарайске. В нашем городе было много церквей, и я стал делать их макеты.
Я хочу сохранить память, в том числе, о тех частях города Зарайска, где жила моя семья. Я родился в старом доме недалеко от Троицкой церкви. Этот угловой дом стоит и сейчас, но он уже не жилой. Я сделал макет Троицкой церкви и Троицкой площади, где поместил и этот дом. Главная часть каждого макета — это церковь, но я изображаю и окрестные постройки. Воссоздаю облик города таким, каким он был в конце XIX и в начале XX веков. Повторяю постройки с большой точностью по старым фотографиям. Где-то, как в макете Троицкой церкви, помогают и мои детские воспоминания 1950-х и 1960-х годов. В старинном доме у Троицкой площади жил мой дедушка. Мама говорила, что он был служащим гостиницы, которая располагалась здесь же.
— Большая часть ваших макетов посвящена церквям Зарайска. Какие это церкви?— Мне хотелось сделать те церкви, которых уже нет. До революции в Зарайске стояло 16 церквей и несколько часовен при населении 10-12 тысяч человек. Это был город-сказка. Сегодня у нас осталось пять церквей, а остальные разрушили в советское время. Все эти церкви находились рядом. Вблизи кремля располагались Богоявленская, Троицкая, Ильинская, Казанская и другие церкви. Они просматривались почти с любой точки города, потому что дома строили не больше двух этажей.
Я начал с того, что стал искать информацию об исчезнувших храмах. В общей сложности ушло три года только на архивы, расспросы местных жителей и музейных работников. Все собиралось по крохам. Люди приносили мне старые фотографии церквей. Иногда это были фотокопии из газет. Понятно, что детализации уже на таких изображениях не было. В таких случаях я расспрашивал старых людей о том, какие окна или купола были у исчезнувших в 1930-е годы храмов. Двадцать лет назад еще можно было найти старожилов Зарайска.
— Вы состоите в Союзе художников России, при этом не имеете художественного образования. Вы обучались самостоятельно?
Вообще в жизни я освоил более 20 профессий. Я работал на обувной фабрике, шил дубленки и шапки, делал мебель, работал ювелиром. Почти 40 лет проработал на Зарайской подстанции N62. Трудился заграницей, жил в Монголии. Меня приглашали в Иран, Японию, Скандинавские страны, в Казахстан.
Кроме восьми классов школы я больше нигде не учился. Нужно было помогать матери, так как отца не было. Я, наверное, единственный член Союза художников России, у которого нет художественного образования. В 1970-х годах увлекся графикой. Однажды увидел рисунок Федора Денисовича Константинова в газете, и захотелось попробовать перевести подобный рисунок на дерево. Потом я узнал, что художник Константинов — это наш земляк, который иллюстрировал книги.
Я увлекся ксилографией. Это тонкая резьба по дереву специальным резцом. С моей гравюры нельзя сделать оттиск, это единственная работа. Доску сначала покрываю китайской тушью, а потом режу картину. На одной небольшой картине «Коронование Людовика XVI» я вырезал 530 людей. Работа заняла у меня шесть месяцев. В этом деле нельзя ошибиться, лишний штрих означает, что все нужно начинать заново.
— Из чего сделаны макеты? Какой у вас метод работы?— Все детали созданы вручную и из натуральных материалов: дерева, железа, стекла, мха. У колоколен внутри висят колокола, у всех храмов и домов в окнах вставлены в рамы стекла шириной в 1 миллиметр, закреплены маленькие решетки. У меня есть макет Никольского храма, внутри которого я воссоздал иконостас и всю церковную утварь. Я сделал 126 маленьких икон внутри. Самая маленькая икона имеет размер 5 на 8 миллиметров. Это точная копия старого убранства Никольской церкви, потому что сохранилась дореволюционная фотография. Может быть, я где-то ошибся в расположении икон, но, думаю, Господь меня простит. Там есть тончайшая резьба по металлу, дырочки диаметром тоньше рыболовной лески. Кстати, я работаю в обыкновенных очках и прекрасно вижу без лупы.
Первым я сделал макет церкви Георгия Победоносца. Подлинный храм был построен из красного кирпича и украшен белым камнем. Я так подобрал породы дерева для макета, чтобы создать имитацию кирпича и камня. Для красного кирпича брал красное дерево, для камня — дерево со светлой подходящей структурой. На некоторых макетах использовал до двадцати пород дерева.
— Какая у вас сейчас цель? Воссоздать весь старый Зарайск?— Да, хочу воссоздать Зарайск конца XIX века. Помню в детстве, когда мастерил кружку или ложку из дерева, обязательно нес показать маме. Однажды мама сказала мне: «Ты все хорошо делаешь, сынок, но ты попробуй не меня удивить, а людей». Наверное, с тех детских времен эти слова запали в душу. Хочу удивлять людей.
У нас ставят памятники солдатам, ученым, космонавтам. Даже есть памятник огурцу в Луховицах. Почему бы не сделать памятник городу Зарайску? Это был бы единственный такой памятник в России. Эту цель я поставил себе уже в процессе работы. Пока все макеты я храню дома в коробках в разобранном виде. А ведь утраченные храмы города должны видеть люди. К сожалению, в Зарайске нет места, чтобы выставить все церкви, дома и часовни и показывать их горожанам и гостям.
Наконец, 25 мая 2024 года в филиале Театрального музея имени А.А. Бахрушина в городе Зарайске, открылась очередная выставка самобытного Зарайского художника Владимира Сергеевича Юркевича, приглашаем её посетить .
Текст написан по материалам «Викиновости», все фотографии @ Сергея Петрухина.
P.S. Было много гостей, подарков, цветов и поздравлений, об этом будет мой новый фоторепортаж, следите за новостями сайта.
Жду ваших отзывов и комментариев.
Сергей Петрухин.
Спасибо, что рассказываете про таких замечательных людей!
Спасибо, Виктория за добрые слова!
Земля Зарайская полна талантами : музыканты, художники, артисты своим трудами испокон веков прославляли Землю Русскую!
Честь им и хвала!
С уважением, Сергей.
Спасибо за интересный репортаж!
Добрый день, Сергей, спасибо за добрые слова!
Я только постарался остановить интересные мгновенья замечательного события — открытия выставки самобытного художника Владимира Сергеевича Юркевича! Хотелось передать теплоту атмосферы , моменты и этоции художника и зрителей! Рад, что удалось поймать несколько интересных кадров.
С уважением, Сергей.
Это действительно внушает! Удивительное рядом, не перевелись умельцы в России. Слава Богу! Вам,Сергей Николаевич, огромное спасибо за то что Вы нам открываете такие интересные истории!
Большое спасибо, Михаил за добрые слова!
С Владимиром Сергеевичем Юркевичем знаком более 20 лет. Первый раз увидел его макет «Избушки на курьих ножках» и был просто удивлён, из каких мельчайших интересных деталей он был сделан! Это был не просто бумажный домик, хотя и из бумаги такое собрать очень сложно, а собран он был из деталей прочных пород древесины и цветных металлов! Потом увидел спустя несколько лет его первый макет Храма Георгия Победоносца, который стоял до революции на берегу р. Осётр на Заречной улице, но в советское время был разрушен… Сейчас мастеру удалось воссоздать почти все храмы г. Зарайска! Честь ему и хвала! С уважением, Сергей.
Более 20 лет знакома с творчеством Владимира Сергеевича, и не перестаю удивляться его таланту. Его творчество создает утраченное прошлое истории города. Бог дал ему уникальный талант, результаты которого он дарит землякам и не только. Все хорошо, обидно то, что до сих пор свои работы автор хранит дома , за исключением выставок. А постоянной экспозиции до сих пор нет. Печально…
Большое спасибо, Ольга за интересный комментарий! «Что имеем, не храним, потерявши плачем…» Русская поговорка, как нельзя лучше отвечает на многие вопросы истории…
Владимиру Сергеевичу удалось по фотографиям и воспоминаниям старожил, воссоздать из небытия многие разрушенные храмы г. Зарайска, дома, даже часи старинных улиц! Быть может, наши дети и внуки, увидев эти работы, захотят восстановить всю первозданную красоту нашего старинного города! Тогда им в помощь будут эти замечательные макеты, которые к тому времени , скорее всего станут достойными экспанатами музея, созданном в г. Зарайске!
С уважением, Сергей.
Здравствуйте. Спасибо, что просвящаете наш народ о таком талантливом человеке! Очень интересно.
Большое спасибо, Александра за добрые слова!
Труды Владимира Сергеевича бесценны не только для жителей города Зарайска , а для всей России, малой частичкой которой является наш старинный, русский город!
С уважением, Сергей.
Это просто удивительно и потрясающе! Какие таланты рождаются на Зарайской земле! Спасибо большое, Сергей Николаевич, за очень интересный репортаж!
Большое спасибо, Ольга Владимировна за добрые слова! Край Зарайский с давних пор славится своими мастерами и талантами! Владимир Сергеевич уникален в своём творчестве, таких мастеров на всю России всего несколько человек!
Хочется пожелать ему дальнейших успехов в его нелёгком труде!
С уважением, Сергей.